Каталог элективных дисциплин


Уважаемые студенты, перед Вами находится Каталог элективных модулей (КЭМ). Это систематизированный аннотированный перечень элективных модулей и составляющих модулей (перечень всех дисциплин компонента по выбору),содержащий их краткое описание с указанием цели изучения, краткого содержания (основных разделов) и ожидаемых результатов изучения.

Он составлен с целью создания для Вас возможности самостоятельного, оперативного, гибкого и всестороннего формирования индивидуальной траектории обучения. Это Ваш помощник в составлении Вашего индивидуального учебного плана.В КЭМ отражаются пререквизиты и постреквизиты каждой учебной дисциплины.

Каталог элективных модулей используется студентом под руководством эдвайзера и администраторов факультетов.

ИУП формируется по предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины (Enrollment) в установленном порядке.

При кредитной технологии обучения все учебные дисциплины делятся на 3 цикла - Общеобразовательные (ООД), Базовые (БД) и Профилирующие (ПД). Внутри каждого из этих циклов учебные дисциплины подразделяются на 2 вида - Обязательный компонент и Компонент по выбору (элективные, т. е. выбираемые учебные дисциплины).

Элективные дисциплины- учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения.

Основные понятия и определения при кредитной технологии обучения

1. Академическая степень (Degree) - степень, присуждаемая организациями образования обучающимся, освоившим соответствующие образовательные учебные программы, по результатамитоговой аттестации;

2. Академическая свобода – совокупность полномочий субъектов образовательного процесса,предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинамкомпонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности сцелью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и примененияинновационных технологий и методов обучения;

3. Академический период (Term) - период теоретического обучения, устанавливаемыйсамостоятельно организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

4. Академический календарь (AcademicCalendar) - календарь проведения учебных иконтрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием днейотдыха (каникул и праздников);

5. Академическая мобильность – это перемещение обучающихся илипреподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенныйакадемический период: семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страныили за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов всвоем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;

6. Академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписаниюна всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;

7. Активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) - наглядные иллюстрационные материалы,раздаваемые на учебных занятиях для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы(тезисы лекции, ссылки, слайды, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);

8. Промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема учебнойдисциплины после завершения ее изучения;

9. Итоговая аттестация обучающихся (QualificationExamination) - процедура, проводимая сцелью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственнымобщеобязательным стандартом образования;

10. Учебные достижения обучающихся - знания, умения, навыки и компетенции обучающихся,приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

11. Контроль учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихсяразличными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемымисамостоятельно высшим учебным заведением;

12. Самостоятельная работа обучающегося (далее - СРО) - работа по определенному перечнютем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой ирекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов,сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется насамостоятельную работу студента (далее - СРС), самостоятельную работу магистранта (далее - СРМ)и самостоятельную работу докторанта (далее – СРД); весь объем СРО подтверждается заданиями,требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

13. Текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знанийобучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных ивнеаудиторных занятиях в течение академического периода;

14. Академический рейтинг обучающегося (Rating) - количественный показатель уровняовладения обучающимся учебной программы дисциплин, составляемый по результатам промежуточнойаттестации;

15. Модульное построение образовательной программы – средство достижения целипрофессионального обучения путем определения содержания и структуры образовательной программы наоснове концепции организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступаетсовокупность профессиональных компетенций обучающегося;

16. Двудипломное образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам(образовательным программам) с целью получения двух равноценных дипломов (DoubleMajor) илиодного основного и второго дополнительного дипломов (Major - Minor);

17. Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способприсвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам,модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебныхдисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения страны обучения;

18. Индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный годобучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталогаэлективных дисциплин;

19. Кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работыобучающегося/преподавателя;

20. Кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельногопланирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита какунифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

21. Итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качестваосвоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в формеэкзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговыйконтроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;

22. Рубежный контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела(модуля) одной учебной дисциплины;

23. Модуль – автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурныйэлемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные приобретаемые обучающимисязнания, умения, навыки и компетенции адекватные критерии оценки;

24. Модульная образовательная программа – программа обучения, включающая совокупностьучебных модулей, направленных на овладение обучающимися ключевых компетенций, необходимых дляполучения определенной академической степени и/или квалификации;

25. Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе модульногопостроения образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин;

26. Балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценкиуровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквеннойсистеме с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;

27. Рабочий учебный план - документ, разрабатываемый организациями образованиясамостоятельно на основе типового учебного плана специальности и индивидуальных учебных плановобучающихся;

28. Учебный модуль – структурный элемент образовательной программы, нацеленный наовладение обучающимися конкретных результатов обучения, из которых целиком или частичноформируются приобретаемые ими компетенции;

29. Запись на учебную дисциплину (Enrollment) - процедура предварительной записиобучающихся на учебные дисциплины;

30. Средний балл успеваемости (GradePointAverage - GPA) - средневзвешенная оценка уровняучебных достижений обучающегося за один учебный год по выбранной программе (отношение суммыпроизведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации подисциплинам к общему количеству кредитов за текущий период обучения);

31. Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее - СРОП) –внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по утвержденномуграфику; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работустудента под руководством преподавателя (далее - СРСП), самостоятельную работу магистранта подруководством преподавателя (далее - СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководствомпреподавателя (далее - СРДП);

32. Офис (отдел, сектор) Регистратора – академическая служба, занимающаяся регистрациейвсей истории учебных достижений обучающегося и обеспечивающая организацию всех видов контролязнаний и расчет его академического рейтинга;

33. Программа дисциплины (Syllabus) - учебная программа, включающая в себя описаниеизучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительностьих изучения, задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знанийобучающихся, требования преподавателя, критерии оценки знаний обучающихся и список литературы;

34. Описание дисциплины (CourseDescription) - краткое описание дисциплины (состоит из 5-8предложений), включающее в себя цели, задачи и содержание дисциплины;

35. Постреквизиты (Postrequisite) - дисциплины, для изучения которых требуются знания,умения и навыки, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины;

36. Пререквизиты (Prerequisite) - дисциплины, содержащие знания, умения и навыки,необходимые для освоения изучаемой дисциплины;

37. Транскрипт (Transcript) - документ, содержащий перечень освоенных дисциплин засоответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;

38. Тьютор - преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента поосвоению конкретной дисциплины;

39.Типовой учебный план - документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплинпрофессиональной учебной программы образования, порядок их изучения и формы контроля.

40.Эдвайзер (Advisor) - преподаватель, выполняющий функции академического наставникаобучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траекторииобучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы впериод обучения;

41. Элективные дисциплины – учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамкахустановленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальнуюподготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребностиконкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения.

Бакалавриат:

1. Радиотехника, электроника и телекоммуникации

2. Информационные системы

3. Вычислительная техника и программное обеспечение

4. Автоматизация и управление

5. Электроэнергетика

6. Логистика (по отраслям)

7. Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта

8. Транспорт, транспортная техника и технологии

9. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

10. Экономика

11. Учет и аудит

12. Финансы

13. Строительство

14. Транспортное строительство

15. Стандартизация сертификация и метрология

Магистратура (1,5 года обучения):

1. Транспорт, транспортная техника и технологии

2. Транспортное строительство

3. Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта

4. Логистика (по отраслям)

5. Экономика

6. Автоматизация и управление

7. Радиотехника, электроника и телекоммуникации

8. Вычислительная техника и программное обеспечение

9. Информационные системы

10. Электроэнергетика

Магистратура (2 года обучения):

1. Транспорт, транспортная техника и технологии

2. Транспортное строительство

3. Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта

4. Логистика (по отраслям)

5. Экономика

6. Автоматизация и управление

7. Радиотехника, электроника и телекоммуникации

8. Вычислительная техника и программное обеспечение

9. Информационные системы

10. Электроэнергетика

Докторантура:

1. Логистика (по отраслям)

2. Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта